Уважаемый Евгений Александрович!
Спасибо за столь внимательное рассмотрение статьи! Действительно, в своем исследовании я не выделяю эти две группы факторов. Производственный потенциал территории, безусловно, является важным компонентом экономического роста. Даже невзирая не то, что в структуре развитой экономики существенная доля приходится на сферу услуг, мы понимаем, что услуги не формируются сами по себе, а только в ответ на развитие производственного сектора (и обрабатывающего, и добывающего). Как мы можем оценить производственный потенциал региона одним-двумя показателями для включения в многофакторную модель? Так, чтобы отразить не только специфику производства, но и состояние основных фондов, перспективы развития, объемы рынка сбыта. Показатель объема промышленного производства может войти в группу факторов «Исторические предпосылки» (сильный промышленный регион вчера будет показывать хорошие темпы экономического роста сегодня), но здесь мы не увидим вклад конкретно производственного потенциала.
Ранее нами проводилось исследование по оценке экономического потенциала региона для развития кластеров в регионе (Растворцева С.Н., Снитко Л.Т., Череповская Н.А. Методика оценки экономического потенциала для развития кластеров в регионе// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 30 (219). С. 20-32
https://www.researchgate.net/publication/258031676_Methodology_for_estimation_of_economic_clustering_potential_in_regions_Metodika_ocenki_ekonomiceskogo_potenciala_dla_razvitia_klasterov_v_regione). Промышленный потенциал рассматривался в рамках структуры валовой добавленной стоимости. В другой работе (Растворцева С.Н., Усманов Д.И. Оценка влияния факторов глобализации на социально-экономическое неравенство регионов России: монография. Белгород: КОНСТАНТА, 2015 – 260 c.) мы оценивали агломерационные эффекты по четырем видам экономической деятельности, в том числе в добывающей и обрабатывающей промышленности (но не потенциал), и взаимосвязь этих эффектов с экономическим развитием.
Что касается экологических факторов, то их чаще рассматривают как останавливающие экономический рост. В рамках новой экономической географии мы говорим о возникновении и развитии агломерационных процессов - стягивании ресурсов в какой-то регион, концентрации там предприятий и работников/потребителей, получении дополнительных эффектов от скученности. Эти процессы могут сами себя поддерживать и усиливать, и как раз экологический фактор может стать той самой силой (центробежной), которая способна запустить обратный процесс – процесс рассеивания экономической активности. К числу других сил этой группы можно отнести рост стоимости земли, заработных плат, отставание развития транспортной инфраструктуры (пробки) и социальной инфраструктуры. На практике чаще не экологические факторы прекращают агломерационные процессы, а снижение рентабельности деятельности. Об этом я пишу.
Спасибо Вам, Евгений Александрович, за интересные и ценные идеи – я постараюсь их использовать в дальнейшей работе.
С уважением, Растворцева Светлана Николаевна