Формирование книжной культуры как задача социализации современной молодёжи (по результатам конкретного социологич...
-
- Сообщения: 2
- Зарегистрирован: 15 мар 2016, 12:55
Формирование книжной культуры как задача социализации современной молодёжи (по результатам конкретного социологич...
Ссылка для скачивания статьи:
-
- Сообщения: 21
- Зарегистрирован: 04 июн 2015, 13:53
Re: Формирование книжной культуры как задача социализации современной молодёжи (по результатам конкретного социологич...
Уважаемые Надежда Васильевна, Анна Юрьевна и Екатерина Владимировна! Спасибо за презентацию итогов очень интересного исследования!
Позвольте спросить, не рассматривали ли Вы вопрос чтения художественных произведений в онлайн режиме (в Интернете). К примеру, из приведенного в табл. 2 варианта ответа "полный текст...на электронном носителе" остается неясным, имеется в виду накопитель информации (наподобие электронной книги) или все-таки интернет-ресурсы. Данный аспект очень интересен для анализа, так как спецификой современной молодежи является полная погруженность в глобальную сеть, сетевое сообщество. Является ли последнее фактором, влияющим на читательский выбор молодых возрастов?
С уважением, М.А. Головчин.
Позвольте спросить, не рассматривали ли Вы вопрос чтения художественных произведений в онлайн режиме (в Интернете). К примеру, из приведенного в табл. 2 варианта ответа "полный текст...на электронном носителе" остается неясным, имеется в виду накопитель информации (наподобие электронной книги) или все-таки интернет-ресурсы. Данный аспект очень интересен для анализа, так как спецификой современной молодежи является полная погруженность в глобальную сеть, сетевое сообщество. Является ли последнее фактором, влияющим на читательский выбор молодых возрастов?
С уважением, М.А. Головчин.
-
- Сообщения: 20
- Зарегистрирован: 24 мар 2017, 14:54
Re: Формирование книжной культуры как задача социализации современной молодёжи (по результатам конкретного социологич...
Екатерина Владимировна, спасибо за интересный доклад
Вы затронули очень важную тему!
Но, боюсь, книжная культура - это уже вчерашний день. Книжки "в харде" скоро станут раритетом.
Меняется мышление молодежи, а вместе с тем - способ считывания и обработки информации.
Это не плохо и не хорошо. Это есть.
Полагаю, скоро совсем нивелируется грань между жителями городов и деревень, центра и периферии. Это вопрос доступа к информации, вопрос возможностей, а не рационального выбора (как ни печально).
Надо осваивать новые формы социализации, чтобы через них проникали все те же общечеловеческие ценности в сознание молодых людей ...
Вы затронули очень важную тему!
Но, боюсь, книжная культура - это уже вчерашний день. Книжки "в харде" скоро станут раритетом.
Меняется мышление молодежи, а вместе с тем - способ считывания и обработки информации.
Это не плохо и не хорошо. Это есть.
Полагаю, скоро совсем нивелируется грань между жителями городов и деревень, центра и периферии. Это вопрос доступа к информации, вопрос возможностей, а не рационального выбора (как ни печально).
Надо осваивать новые формы социализации, чтобы через них проникали все те же общечеловеческие ценности в сознание молодых людей ...
-
- Сообщения: 9
- Зарегистрирован: 24 мар 2017, 14:54
Re: Формирование книжной культуры как задача социализации современной молодёжи (по результатам конкретного социологич...
Спасибо за доклад и поднятие такой интересной темы. Безусловно радует статистика, гласящая, что книжная культура развивается,хоть и на электронных носителях. Хотелось бы узнать, не проводили ли вы исследования о жанрах наиболее популярной художественной литературы среди молодежи?и если да, то какие результаты были получены?
-
- Сообщения: 2
- Зарегистрирован: 15 мар 2016, 12:55
Re: Формирование книжной культуры как задача социализации современной молодёжи (по результатам конкретного социологич...
Уважаемые коллеги! Спасибо за интересные вопросы, которые вновь и вновь обращают к переосмыслению очень важной для современной России проблематики книжной культуры, ведь книжность является составляющей отечественного менталитета. У нас только что вышла монография по результатам опросов студентов, в которых затрагивается проблематика книжной культуры. Среди авторов - филолог и социологи. В монографии представлены результаты опросов по книжной культуре, в том числе по предпочтениям жанров художественной литературы (это к ответу на вопрос Валерии Андреевны). Лидирует(как и в других регионах России) фэнтези. Мы обращаем внимание на то, что фэнтези лидировал у представителей молодого поколения и тогда, когда они были детьми, и размышляем на страницах монографии о том, почему дети выросли, а фэнтези сохраняет свое лидерство. Хотя у поколения, предшествующего нынешней молодежи, лидировали детективы. Отечественная литературная классика занимает (опять же, как и в других регионах России) третье место.
Что касается вопроса Максима Александровича о вариантах электронных носителях, то так глубоко вопрос мы не ставили. Хотя и надо будет на будущее этот момент учесть. Очень важен по данной проблематике выход на мониторинговый режим исследования. На наш взгляд, для успешной социализации необходимо, чтобы ребенок на начальных ее этапах знакомился с книгами на бумажном носителе, качественно изданными, с иллюстрациями, развивающими воображение. Очень хорошо, чтобы это были книги из домашних библиотек, приобщение к которым формируют ту самую чуть вообще не потерянную нами за годы реформ культурную и историческую память через элементарное уважение к предкам. "Вхождение" в пространство интернета, практически неконтролируемое нашими сверзагруженными в трудовом плане родителями, будет, на наш взгляд, наиболее эффективным на основе уже сложившейся системы ценностей. Тогда и выбрать молодой человек сможет на бескрайних просторах интернета книгу, формирующую и развивающую его социальный опыт. Кстати говоря, по данным опроса НИУ-ВШЭ величина балла ЕГЭ находится в прямой зависимости от уровня образования родителей и количества томов в домашней библиотеке.
Что касается вопроса Александра Владимировича, то суть процесса социализации заключается не только в адаптации, приспособлении, но таком приобщении к накопленному социальному опыту, на основе которого личность сможет творчески преобразовывать социальную среду. Поэтому, говоря о новых формах социализации, необходимо помнить, что "включенность" в электронное пространство сама по себе не означает наличие электронной культуры и зачастую даже элементарной компьютерной грамотности. Пока же эмпирические исследования показывают отсутствие сформированной электронной культуры даже у авангарда ее распространения - студентов технических вузов.
Говоря о традиционных формах социализации и месте книжности в ней, то, на наш взгляд, приобщение к Информации, понимаемой как главное содержание системы (Л.В. Баева), становится все больше уделом Немногих, истинной Элиты. Умение "не отравиться", а собрать на бескрайних просторах интернета из отдельных и не связанных между собой фактов целостную картинку воспитывается и на основе чтения произведений гения отечественной литературной классики, создателя русского литературного языка А.С. Пушкина. Чтение произведени Пушкина способствует формированию системного мышления, умения выделять главное и второстепеннное, структурировать текст и т.д.
Еще раз ОГРОМНОЕ спасибо организаторам конференции за предложенный формат проведения.
Арясова, Дулина, Каргаполова
Что касается вопроса Максима Александровича о вариантах электронных носителях, то так глубоко вопрос мы не ставили. Хотя и надо будет на будущее этот момент учесть. Очень важен по данной проблематике выход на мониторинговый режим исследования. На наш взгляд, для успешной социализации необходимо, чтобы ребенок на начальных ее этапах знакомился с книгами на бумажном носителе, качественно изданными, с иллюстрациями, развивающими воображение. Очень хорошо, чтобы это были книги из домашних библиотек, приобщение к которым формируют ту самую чуть вообще не потерянную нами за годы реформ культурную и историческую память через элементарное уважение к предкам. "Вхождение" в пространство интернета, практически неконтролируемое нашими сверзагруженными в трудовом плане родителями, будет, на наш взгляд, наиболее эффективным на основе уже сложившейся системы ценностей. Тогда и выбрать молодой человек сможет на бескрайних просторах интернета книгу, формирующую и развивающую его социальный опыт. Кстати говоря, по данным опроса НИУ-ВШЭ величина балла ЕГЭ находится в прямой зависимости от уровня образования родителей и количества томов в домашней библиотеке.
Что касается вопроса Александра Владимировича, то суть процесса социализации заключается не только в адаптации, приспособлении, но таком приобщении к накопленному социальному опыту, на основе которого личность сможет творчески преобразовывать социальную среду. Поэтому, говоря о новых формах социализации, необходимо помнить, что "включенность" в электронное пространство сама по себе не означает наличие электронной культуры и зачастую даже элементарной компьютерной грамотности. Пока же эмпирические исследования показывают отсутствие сформированной электронной культуры даже у авангарда ее распространения - студентов технических вузов.
Говоря о традиционных формах социализации и месте книжности в ней, то, на наш взгляд, приобщение к Информации, понимаемой как главное содержание системы (Л.В. Баева), становится все больше уделом Немногих, истинной Элиты. Умение "не отравиться", а собрать на бескрайних просторах интернета из отдельных и не связанных между собой фактов целостную картинку воспитывается и на основе чтения произведений гения отечественной литературной классики, создателя русского литературного языка А.С. Пушкина. Чтение произведени Пушкина способствует формированию системного мышления, умения выделять главное и второстепеннное, структурировать текст и т.д.
Еще раз ОГРОМНОЕ спасибо организаторам конференции за предложенный формат проведения.
Арясова, Дулина, Каргаполова
-
- Сообщения: 21
- Зарегистрирован: 04 июн 2015, 13:53
Re: Формирование книжной культуры как задача социализации современной молодёжи (по результатам конкретного социологич...
Большое спасибо, Екатерина Владимировна, за развернутый ответ!
С удовольствием ознакомлюсь с Вашей монографией, если представится такая возможность.
Свой вопрос я задал не случайно. Мы также проводили опрос молодежи (на территории Вологодской области) в рамках которого выясняли, какими ресурсами пользуется молодое население в образовательных целях (для подготовки к урокам, семинарам, зачетам, экзаменам). Оказывается, что в этих целях интернетом пользуется 99%. Книжные же издания (учебники, пособия) имеют наименьший авторитет. Было интересно, является ли это общим правилом. Ваше исследование убедило меня, что некая разница существует.
Еще раз благодарю за участие в конференции!
С уважением, М.А. Головчин.
С удовольствием ознакомлюсь с Вашей монографией, если представится такая возможность.
Свой вопрос я задал не случайно. Мы также проводили опрос молодежи (на территории Вологодской области) в рамках которого выясняли, какими ресурсами пользуется молодое население в образовательных целях (для подготовки к урокам, семинарам, зачетам, экзаменам). Оказывается, что в этих целях интернетом пользуется 99%. Книжные же издания (учебники, пособия) имеют наименьший авторитет. Было интересно, является ли это общим правилом. Ваше исследование убедило меня, что некая разница существует.
Еще раз благодарю за участие в конференции!
С уважением, М.А. Головчин.
-
- Сообщения: 17
- Зарегистрирован: 24 мар 2017, 14:54
Re: Формирование книжной культуры как задача социализации современной молодёжи (по результатам конкретного социологич...
Екатерина Владимировна, тема, поднятая Вами, является актуальной.
Каковы прогнозы в отношении книжного чтения? Есть ли угроза отказа молодежи от книг? Существуют ли меры по приобщению молодежи к чтению книжной литературы?
С уважением Е.С.Тупик.
Каковы прогнозы в отношении книжного чтения? Есть ли угроза отказа молодежи от книг? Существуют ли меры по приобщению молодежи к чтению книжной литературы?
С уважением Е.С.Тупик.
-
- Сообщения: 3
- Зарегистрирован: 24 мар 2017, 14:54
Re: Формирование книжной культуры как задача социализации современной молодёжи (по результатам конкретного социологич...
Спасибо за интересный доклад!
Книжная культура - это внутренняя потребность или решение и стратегия линии партии?
Книжная культура - это внутренняя потребность или решение и стратегия линии партии?
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 16 гостей