Основные проблемы топливно-энергетического комплекса арктического региона на примере Мурманской области
-
- Сообщения: 8
- Зарегистрирован: 26 апр 2016, 17:06
Основные проблемы топливно-энергетического комплекса арктического региона на примере Мурманской области
Ссылка для скачивания статьи:
-
- Сообщения: 111
- Зарегистрирован: 26 апр 2016, 11:31
Re: Основные проблемы топливно-энергетического комплекса арктического региона на примере Мурманской области
Добрый день, Александр Анатольевич! Спасибо за содержательный доклад! Безусловно, поиск новых источников, снижающих зависимость от производства тепловой энергии на основе сжигания нефтепродуктов, является актуальной задачей в условиях активизации внимания федеральных органов власти к развитию арктических регионов. Скажите, пожалуйста, рассматриваете ли Вы такие альтернативные источники энергии как, например, солнечной, энергии ветра и других в качестве перспективных для Мурманской области? Спасибо!
-
- Сообщения: 8
- Зарегистрирован: 26 апр 2016, 17:06
Re: Основные проблемы топливно-энергетического комплекса арктического региона на примере Мурманской области
Спасибо за вопрос!
В Мурманской области разработки на тему использования альтернативных источников энергии, в т.ч. возобновляемых и нетрадиционных, ведутся достаточно давно. Есть большой опыт, который собирается с 1968 года, экспериментальной эксплуатации единственной в России станции, использующей для производства электрической энергии силу приливных волн (Кислогубская ПЭС, расположена рядом с поселком Ура-Губа, северная часть побережья Кольского полуострова). Проводилась технико-экономическая оценка создания ветропарков на части побережья Баренцева моря. В городе Мурманск возведена опытная ветроустановка на площадке гостиничного комплекса "Огни Мурманска" (запущена в опытную эксплуатацию в 2001 году, в настоящее время остановлена). К сожалению, по разным причинам эта работа так и не вышла пока за рамки экспериментальной. Серьезно пока не прорабатывался вопрос о возможности использования солнечной энергии как значимого ресурса в системе территориального производства электрической энергии. Считается, что природно-климатические условия Мурманской области (относительно небольшое количество малооблачных дней в году, длительная полярная ночь) не совсем подходят для широкого внедрения гелиоэнергетики в региональный энергетический комплекс.
В Мурманской области разработки на тему использования альтернативных источников энергии, в т.ч. возобновляемых и нетрадиционных, ведутся достаточно давно. Есть большой опыт, который собирается с 1968 года, экспериментальной эксплуатации единственной в России станции, использующей для производства электрической энергии силу приливных волн (Кислогубская ПЭС, расположена рядом с поселком Ура-Губа, северная часть побережья Кольского полуострова). Проводилась технико-экономическая оценка создания ветропарков на части побережья Баренцева моря. В городе Мурманск возведена опытная ветроустановка на площадке гостиничного комплекса "Огни Мурманска" (запущена в опытную эксплуатацию в 2001 году, в настоящее время остановлена). К сожалению, по разным причинам эта работа так и не вышла пока за рамки экспериментальной. Серьезно пока не прорабатывался вопрос о возможности использования солнечной энергии как значимого ресурса в системе территориального производства электрической энергии. Считается, что природно-климатические условия Мурманской области (относительно небольшое количество малооблачных дней в году, длительная полярная ночь) не совсем подходят для широкого внедрения гелиоэнергетики в региональный энергетический комплекс.
-
- Сообщения: 111
- Зарегистрирован: 26 апр 2016, 11:31
Re: Основные проблемы топливно-энергетического комплекса арктического региона на примере Мурманской области
Спасибо большое, Александр Анатольевич за подробный ответ, было очень интересно узнать мнение специалиста по данному вопросу.
-
- Сообщения: 14
- Зарегистрирован: 14 апр 2016, 18:07
Re: Основные проблемы топливно-энергетического комплекса арктического региона на примере Мурманской области
Здравствуйте Александр!
Подскажите, пожалуйста, какие перспективы модернизации теплоэнергетического комплекса Мурманской области существуют в вязи с реализацией Стратегии и Программы развития Арктической зоны РФ до 2020 года?
Подскажите, пожалуйста, какие перспективы модернизации теплоэнергетического комплекса Мурманской области существуют в вязи с реализацией Стратегии и Программы развития Арктической зоны РФ до 2020 года?
-
- Сообщения: 14
- Зарегистрирован: 14 апр 2016, 18:07
Re: Основные проблемы топливно-энергетического комплекса арктического региона на примере Мурманской области
Александр!
Было бы весьма интересно узнать, существуют ли какие-нибудь проблемы в функционировании теплоэнергетического комплекса отдельных территорий (районов) Мурманской области?
Было бы весьма интересно узнать, существуют ли какие-нибудь проблемы в функционировании теплоэнергетического комплекса отдельных территорий (районов) Мурманской области?
-
- Сообщения: 8
- Зарегистрирован: 26 апр 2016, 17:06
Re: Основные проблемы топливно-энергетического комплекса арктического региона на примере Мурманской области
Спасибо!
Что касается перспектив развития ТЭК Мурманской области, в том числе модернизации ее теплоэнергетической сферы в связи с озвученными планами освоения Арктической зоны России, то необходимо заметить, что, по моему личному мнению, связь эта пока прослеживается достаточно слабо, так же как и туманны сами эти перспективы. Только за последние пять лет в Мурманской области прорабатывались сразу несколько крупных инвестиционных проектов развития территориальной энергетической инфраструктуры, начиная с планов территориальной газификации, развертывания газоперевалочного терминала и завода по переработке газа Штокмановского газоконденсатного месторождения, заканчивая проектами возведения объектов нефтепереработки, часть продукции которых могла быть использована для областных нужд. Ни один из этих проектов не был доведен до этапа окончания разработки технико-экономического обоснования. В планах федерального Правительства и региональных властей сейчас: создание в северной части Мурманской области крупного транспортного узла для обеспечения роста экспортной перевалки, в первую очередь, каменного угля. В данный момент они достаточно активно реализуется. Однако те экспортные потоки нефти и угля, которые предполагается увеличить после их реализации, существовали и ранее. И они никак не были задействованы в решении задач топливного обеспечения областной коммунальной энергетики. В общем-то тогда это и не планировалось. Не планируется это делать и сейчас, хотя в Комплексном инвестиционном проекте модернизации системы теплоснабжения Мурманской области на 2015-2030 годы, утвержденный в конце прошлого года областным правительством, отмечается особая важность расширения сети угольной генерации. То есть получается, что тепловая энергетика Мурманской область вновь возвращается к тому, от чего с таким трудом и огромными материальными затратами уходила начиная с середины 1960-ых годов - преимущественному производству тепловой энергии на угле. При этом уголь для областных нужд, как и прежде, будет поставляться по железной дороге из Коми, Кузбасса и Хакассии. Планируется, что в случае реализации Комплексного инвестиционного проекта совокупная мощность всех источников тепловой энергии сократится на 27%, а завоз угля увеличится почти в 3,5 раза. По моему мнению, вследствие того, что физические объемы завоза топлива по железной дороге увеличатся значительно, основной базой для формирования экономического эффекта от ввода в эксплуатацию новых угольных котельных вместо старых мазутных должна стать не экономия эксплуатационных и транспортных затрат, а разница закупочных цен угля и мазута. Однако, в настоящее время, вследствие снижения цен на нефть и нефтепродукты, она также минимизируется. Поэтому полномасштабная реализации заявленных планов модернизации ТЭК Мурманской области, возможно, вновь будет отложена.
Что касается перспектив развития ТЭК Мурманской области, в том числе модернизации ее теплоэнергетической сферы в связи с озвученными планами освоения Арктической зоны России, то необходимо заметить, что, по моему личному мнению, связь эта пока прослеживается достаточно слабо, так же как и туманны сами эти перспективы. Только за последние пять лет в Мурманской области прорабатывались сразу несколько крупных инвестиционных проектов развития территориальной энергетической инфраструктуры, начиная с планов территориальной газификации, развертывания газоперевалочного терминала и завода по переработке газа Штокмановского газоконденсатного месторождения, заканчивая проектами возведения объектов нефтепереработки, часть продукции которых могла быть использована для областных нужд. Ни один из этих проектов не был доведен до этапа окончания разработки технико-экономического обоснования. В планах федерального Правительства и региональных властей сейчас: создание в северной части Мурманской области крупного транспортного узла для обеспечения роста экспортной перевалки, в первую очередь, каменного угля. В данный момент они достаточно активно реализуется. Однако те экспортные потоки нефти и угля, которые предполагается увеличить после их реализации, существовали и ранее. И они никак не были задействованы в решении задач топливного обеспечения областной коммунальной энергетики. В общем-то тогда это и не планировалось. Не планируется это делать и сейчас, хотя в Комплексном инвестиционном проекте модернизации системы теплоснабжения Мурманской области на 2015-2030 годы, утвержденный в конце прошлого года областным правительством, отмечается особая важность расширения сети угольной генерации. То есть получается, что тепловая энергетика Мурманской область вновь возвращается к тому, от чего с таким трудом и огромными материальными затратами уходила начиная с середины 1960-ых годов - преимущественному производству тепловой энергии на угле. При этом уголь для областных нужд, как и прежде, будет поставляться по железной дороге из Коми, Кузбасса и Хакассии. Планируется, что в случае реализации Комплексного инвестиционного проекта совокупная мощность всех источников тепловой энергии сократится на 27%, а завоз угля увеличится почти в 3,5 раза. По моему мнению, вследствие того, что физические объемы завоза топлива по железной дороге увеличатся значительно, основной базой для формирования экономического эффекта от ввода в эксплуатацию новых угольных котельных вместо старых мазутных должна стать не экономия эксплуатационных и транспортных затрат, а разница закупочных цен угля и мазута. Однако, в настоящее время, вследствие снижения цен на нефть и нефтепродукты, она также минимизируется. Поэтому полномасштабная реализации заявленных планов модернизации ТЭК Мурманской области, возможно, вновь будет отложена.
Последний раз редактировалось Биев Александр Анатольевич 29 апр 2016, 10:31, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 8
- Зарегистрирован: 26 апр 2016, 17:06
Re: Основные проблемы топливно-энергетического комплекса арктического региона на примере Мурманской области
Проблем теплоэнергетических предприятий, расположенных в отдельно взятых территориальных образованиях Мурманской области ровно столько, сколько есть их самих. Более того, можно сказать что весь областной топливно-энергетический комплекс - одна большая проблема. По-другому в современных экономических реалиях арктического региона, наверное, и быть не может. Среди перечня общих практически для всех муниципальных образований и, в то же время, наиболее насущных: устаревание основных фондов, физический и моральный износ производственного оборудования, коммунальной инфраструктуры, высокий уровень коммунальных тарифов, рост задолженности за оказанные услуги, финансовые проблемы предприятий и организаций, острая нехватка оборотных средств для обеспечения заданной устойчивости функционирования коммунальных объектов, сложность привлечения инвестиций и заемных средств для обеспечения процессов обновления и модернизации объектов энергетического комплекса. Из специфических проблем недавнего времени отмечаются сложности соблюдения сроков реализации инвестиционных проектов и своевременного ввода в повседневную эксплуатацию новых объектов регионального топливно-энергетического комплекса. Даже новые котельные, недавно построенные в нескольких районах в рамках бюджетного финансирования существующих государственных областных программ, вводятся в эксплуатацию со значительной задержкой. Причины этих проблем сугубо практические: ошибки, допущенные еще на стадии проектирования, организационные просчеты обеспечения строительной деятельности и подрядных работ, невысокое качество контроля этих работ,недобросовестность подрядчиков, несвоевременное проведение необходимых конкурсных процедур и процедур технологического подключения к имеющейся инженерной инфраструктуре, несоответствие результатов пуско-наладочных работ заданным техническим и технологическим параметрам эксплуатации, и целый ряд других. Из последних примеров: котельная п.Енский (Ковдорский район Мурманской области), в 2007 была построена, но так и не была запущена в эксплуатацию; пилотный проект строительства газовой котельной в селе Минькино (Кольский район Мурманской области), построена в 2011 года, сдана в опытную эксплуатацию только в 2014; угольная котельная в п. Зеленоборский (Кандалакшский р-н Мурманской области) - построена в конце 2014 года, до сих пор не введена в строй.
-
- Сообщения: 14
- Зарегистрирован: 14 апр 2016, 18:07
Re: Основные проблемы топливно-энергетического комплекса арктического региона на примере Мурманской области
Александр!
Спасибо за развернутые ответы.
Спасибо за развернутые ответы.
Вернуться в «Секция 2. Проблемы и перспективы пространственного развития территорий»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость